I l l
Как я спасал компании
оф ис R obinson G ro u p находился
в небольшом городке Тенбери-Уэллз,
по докум ентам у нее были доволь-
но скр о м н ы е а кти вы : о д и н из ос-
новн ы х заводов ко м п а н и и занял
переоборудованное здание желез-
нод орож ного вокзала. В Robinson
G roup трудилось 600 человек.
В начале 1990-х управление ком -
п а н и е й пе р е ш л о в р у ки в то р о го
поколения семьи. Н овое руковод-
ство посчитало, что с появлением
е д и н о го е в р о п е й ско го э ко н о м и -
ческого пространства перед ко м -
па н и е й , зан им аю щ ей над еж ны е
п о зи ц и и на в н у тр е н н е м р ы н ке ,
открываю тся хорош ие перспекти-
вы. Казалось, все благоприятство-
вало крупны м инвестициям , ведь
у R obinson п р а кти ч е ски не бы ло
долгов. Поэтому совет директоров
решил перевести все производство
в новое, построенное специально
для этих целей — рядом с главными
К а к н е у д а ч н а я с т а т ь я о б а н к р о т с т в е
м о ж е т р а з р у ш и т ь о т р а с л ь
С годами у меня сложился свой взгляд на эффективность процедур банкротства, принятых
в
разных странах. В
этом смысле США смотрятся на фоне многих весьма жалко. Знаменитая
статья 11 американского Кодекса законов о банкротстве защищает компанию от кредиторов
и позволяет ей функционировать в прежнем виде (обанкротившееся предприятие, пока оно
пытается реструктурировать свои долги, может работать с тем же руководством, владеть
своим имуществом и вести любую деятельность, но обязано представить кредиторам
на рассмотрение план реорганизации, который утверждается судом), что в конечном счете
наносит ущерб всей отрасли.
Освобождая компанию от ее прошлых обязательств, статья 11 позволяет ей предлагать
клиентам более выгодные условия Это дает ей огромные преимущества перед предпри-
ятиями. выплачивающими все свои долги. Из-за этого они теряют клиентов, которые
уходят от них к компании, находящейся под защитой статьи 11: доходность целого сектора
падает; все более реальной становится вероятность того, что гроблемы начнутся и у других
корпораций. Это особенно опасно для отраслей, которые сильнее всего зависят от притока
денежных средств, поскольку работающие в них компании часто берут большие кредиты.
Наглядный пример дает индустрия авиаперевозок. Лизинг самолета, не говоря уже о его
эксплуатации, ежемесячно обходится в сотни тысяч долларов. Когда в начале 1990-х TWA
и Continental попали в трудное положение, их руководство оперативно провело свои
компании через процедуру банкротства по статье 11, что позволило и TWA, и Continental
продолжать полеты. Обе авиалинии работали на самых прибыльных маршрутах — транс-
атлантических. Поскольку TWA и Continental должны были растачиваться только с новыми
кредиторами, они могли предлагать свои услуги дешевле, чем British Airways. Delta.
American и все остальные более благополучные конкуренты, которые находились
в не столь стесненных обстоятельствах и должны были возвращать свои долги.
Таким образом, воспользовавшись статьей 11. TWA и Continental создали искусственную
структуру цен и подорвали положение более устойчивых компаний.
Если бы
Robinson могла получить в
Великобритании защитуот кредиторов вроде той.
что предоставляет статья 11, она почти наверняка выжила бы
. просто-напросто установив
на свою продукцию более низкие цены, чем у всех ее конкурентов. С
учетом завоеванной
в
результате дополнительной доли рынка работа нового завода стала бы
прибыльной.
Но в этом случае Princes. Macaws и всем остальным компаниям сектора пришлось бы
воспользоваться статьей 11. Пострадала бы
целая отрасль, и начались бы
гораздо более
серьезные проблемы.
Для меня остается загадкой, почему США, обычно придерживающиеся жестких взглядов
на конкуренцию, при этом принимают законы, которые дают огэомные преимущества компа-
ниям. не выполняющим свои обязательства. Британское лрави*ельство думает о том. чтобы
ввести подобные законы и в Соединенном Королевстве. Зачем это нужно, я не могу понять.
9 6
H a rv a rd B u s in e s s R eview — Р оссия I Я н в а р ь — ф е вр а л ь 2 0 0 9 I h b r-ru s s la .ru
автомагистралями — здание. Идея
заключалась в том , чтобы, получив
банковскую ссуду на £50 млн, соз-
дать там ед и ны й производ ствен-
но-распределительны й центр. П о
расчетам топ-м енедж еров п р о и з-
водственный потенциал ком пании
в таком случае увеличился бы на
50%, а изд ерж ки на единицу пр о -
д укц и и благодаря более удобному
р а сп о л о ж е н и ю завода — с н и зи -
лись. И наконец, предполагалось,
что но вы й завод будет работать
более или менее непрерывно, а его
производственные мощности будут
загружены не менее чем на 85%.
Все эти расчеты , о д н а ко , бы ли
бы хорош и пр и стабильном внут-
реннем ры нке. Н о он был весьма
неустойчивы м в нескольких о тн о -
ш ениях. В о-первы х, 80% прод аж
ко м п а н и и п р и хо д и л о сь на д ол ю
всего пяти основны х кл и ентов —
ведущ их сетей суперм аркетов Ве-
л и ко б р и та н и и . В о-вторы х, спрос
на ф р укто в ы е ко н ц е н т р а ты для
дом аш него приготовления напит-
ков (а эта группа продуктов была не
только самой больш ой, но и самой
п р и б ы л ь н о й ) п о сте п е н н о падал,
поскольку потребители переходили
на го то вы е н а п и т к и . О чень с к о -
ро в Robinson обнаруж ил и, что не
удается поддерж ивать рентабель-
ность на преж нем уровне, не гово-
ря уж е о том , чтобы повыш ать ее.
П оскольку спрос не увеличивался,
компания не могла воспользоваться
эффектом масштаба и сэконом ить
за счет более низкой себестоимости
реализации.
В доверш ение всего ко н к у р е н -
ты то ж е расш ирялись. И Princes,
д о ч е р н я я к о м п а н и я M its u b is h i,
и кр уп н ы й независимы й произво-
дитель Macaws незадолго д о то го
влож или крупны е средства в пр о -
изводство, особенно газированны х
напитков. В тот год, когда Robinson
ввела в эксплуатацию свой новы й
завод, суммарны е производствен-
ны е м ощ ности се кто р а ув е л и ч и -
лись почти на 20%. К о всему п р о -
чему Robinson выплачивала б анку
предыдущая страница 95 Harvard Business Review Russian 2009.01 читать онлайн следующая страница 97 Harvard Business Review Russian 2009.01 читать онлайн Домой Выключить/включить текст