РЕАЛЬНОСТЬ И ОЖИДАНИЯ
В 1994 - 1 9 9 7 годах в рамках проекта GLOBE было проведено исследование стилей управления, характерны х для
62 стран. Анализируя российские профессиональные ценности, учены е сравнивали, как люди оцениваю т текущ ую
ситуацию («что есть») и чего ждут от будущ его («как должно быть»).
ЧТО ЕСТЬ
К А К Д О Л Ж Н О БЫТЬ
Нацеленность
на результат
Нацеленность
на результат
Избегание
неопределенности
Внимание
к людям
Дистанция
власти
Командный
коллективизм
Упорство
Корпоративны й
коллективизм
Ориентация
на будущее
Равенство
полов
Дистанция
власти
Ориентация
будущее
Равенство
Внимание
к людям
Командны й
Корпоративны й
коллективизм
коллективизм
Россия
Разрыв м еж ду сам ы м в ы со ки м и самым
н и зки м значением
Hcto*Mm»c C ulture. Leadership and O rganizations, The GLOBE Study o f 62 Societies / ed. b y House R J. Manges P J. Javidan M . D o rfrru n P.W. G upta V. Thousand Oaks e t at.: Sage 2004.
С а м ы е т а л а н т л и в ы е з а п а д н ы е м е н е д ж е р ы о с в а и в а -
л и н е к о т о р ы е т р а д и ц и о н н ы е р о с с и й с к и е т е х н о л о г и и
у п р а в л е н и я и в т о ж е в р е м я п р и в н о с и л и н е ч т о с в о е ,
т и п и ч н о е д л я З а п а д а . М е с т н ы е с о т р у д н и к и г о р я ч о
о д о б р я л и э т и н о в ы е м е т о д ы , с ч и т а я , ч т о о н и с п о с о б с т -
в у ю т с о з д а н и ю з д о р о в о й а т м о с ф е р ы в к о л л е к т и в е
и п о м о г а ю т л у ч ш е р а б о т а т ь . К а к о к а з а л о с ь , г р а м о т н о е
п р и м е н е н и е н а и б о л е е ц е н н ы х э л е м е н т о в д в у х р а з н ы х
у п р а в л е н ч е с к и х м е т о д и к д а е т г о р а з д о б о л ь ш и й э ф -
ф е к т , ч е м п о п ы т к и в н е д р и т ь з а р у б е ж н ы е т е х н о л о г и и
в н о в ы х у с л о в и я х .
Т а к к а к и е ж е у п р а в л е н ч е с к и е п р и е м ы о с о б е н н о ц е -
н я т п р е д с т а в и т е л и с т о л ь р а з н ы х к у л ь т у р ? Б о л ь ш и н с т в о
о п р о ш е н н ы х у к а з а л о н а д в е к л ю ч е в ы е х а р а к т е р и с т и -
к и т и п и ч н о р у с с к о г о с т и л я р у к о в о д с т в а : в н и м а н и е
к л ю д я м и а в т о р и т а р и з м . В Р о с с и и ч е л о в е к , б у д ь т о
н а ч а л ь н и к и л и п о д ч и н е н н ы й , — э т о л и ч н о с т ь , т р е б у -
ю щ а я к с е б е и с к р е н н е г о в н и м а н и я и и н т е р е с а . К р о м е
т о г о , л ю д и з д е с ь п р е д п о ч и т а ю т п о л у ч а т ь ч е т к и е у к а -
з а н и я и п о д с о з н а т е л ь н о р а с с ч и т ы в а ю т н а п о с т о я н н ы й
п р и с м о т р в ы ш е с т о я щ и х . Н а З а п а д е к т а к о м у н е п р и -
в ы к л и — г а м п р е д п о ч и т а ю т к о л л е г и а л ь н о с т ь .
У о б о и х с т и л е й е с т ь с в о и п л ю с ы и м и н у с ы . В т о
в р е м я к а к о д н и и н о с т р а н н ы е п р и е м ы н е п л о х о п р и -
ж и в а ю т с я н а ч у ж о й п о ч в е и н а х о д я т о т к л и к в д у ш а х
п о д ч и н е н н ы х , д р у г и е в ы з ы в а ю т л и ш ь о т т о р ж е н и е .
В с л е д у ю щ е й ч а с т и с т а т ь и м ы р а с с м о т р и м с и л ь н ы е
и с л а б ы е с т о р о н ы р о с с и й с к о г о и з а п а д н о г о с т и л е й
у п р а в л е н и я , о п р е д е л и м , к а к и х с о ч е т а т ь , и п р о и л л ю с т -
р и р у е м н а ш и в ы в о д ы в ы с к а з ы в а н и я м и з а п а д н ы х м е -
н е д ж е р о в , р а б о т а ю щ и х в Р о с с и и .
Три ш ага к успеху
Г о в о р я о п р е и м у щ е с т в а х а в т о р и т а р н о г о с т и л я у п р а в -
л е н и я , о п р о ш е н н ы е н а м и р о с с и й с к и е с п е ц и а л и с т ы
о т м е ч а л и ч е т к у ю п о с т а н о в к у з а д а ч и в к а к о й - т о с т е п е н и
о с в о б о ж д е н и е и с п о л н и т е л я о т о т в е т с т в е н н о с т и . С р е д и
н е д о с т а т к о в э т о г о м е т о д а о н и н а з ы в а л и н е п р е д с к а з у е -
м о с т ь п о в е д е н и я н а ч а л ь н и к а и з а в и с и м о с т ь о т е г о н а -
с т р о е н и я . В т а к о й с и т у а ц и и б о л ь ш у ю р о л ь и г р а ю т л и ч -
н ы е с в я з и , в к о м п а н и и н е р е д к о п р о ц в е т а е т к у м о в с т в о ,
а в о з м о ж н о с т и к а р ь е р н о г о р о с т а с т р у д о м р а з л и ч и м ы .
И з о с о б е н н о с т е й з а п а д н о г о с т и л я у п р а в л е н и я р о с -
с и й с к и е с о т р у д н и к и о с о б о в ы д е л и л и в ы с о к у ю с т е п е н ь
hbr-russia.ru I Я н в ар ь — ф о в р а л ь 2 0 0 9
I
Harvard B u sin e ss Review — Россия
6 1
предыдущая страница 60 Harvard Business Review Russian 2009.01 читать онлайн следующая страница 62 Harvard Business Review Russian 2009.01 читать онлайн Домой Выключить/включить текст