несправедливости, случайности или
преднамеренности действия и целост-
ности цепочки событий, восприятие за-
боты, осознание намерений других лю-
дей и т.д. Из них, как из конструктора,
каждая культура складывает свою сис-
тему морали. То, что они могут быть
похожи, говорит не только о родстве
культур, но и о сходстве механизмов
формирования моральных принципов,
естественного процесса развития ин-
дивидуального сознания. Эти принци-
пы обязательно проявятся независимо
от интенсивности или направленности
обучения, культурных традиций.
Коррекция
нравственных
устано-
|
вок у каждого конкретного челове-
ка происходит под влиянием авто-
0
ритетных
лиц.
Хаузер
напоминает
а
читателям известный эксперимент, ко-
1
торый демонстрирует мощь авторитета.
В эксперименте участвуют трое: экспе-
риментатор, испытуемый и нанятый
актер. Экспериментатор сообщает, что
цель работы — изучить влияние боли
на эффективность обучения, при этом
испытуемый будет выполнять роль учи-
теля, а втоэой участник — ученика.
Испытуемый не подозревает о том, что
«ученик» на самом деле нанятый экс-
периментатором актер. Задача «учени-
ка» — запомнить и повторить ряд слов.
За каждый неправильный ответ ему по-
лагается удар током. С каждым следую-
щим неправильным ответом сила тока,
то есть болевого удара, увеличивается.
При максимуме в 30 единиц человек
теряет сознание. «Ученик» оказывается
нерадивым,поэтому испытуемому при-
ходится постепенно увеличивать силу
тока. По ходу дела «ученик» кричит,
корчится от боли, но экспериментатор
настаивает на продолжении опыта.
«Учитель», видя муки «ученика», твер-
дит, что это бесчеловечно, но.
.. продол-
жает увеличивать силу тока, иногда до
30 единиц! Величина тока, на которой
остановился «учитель», оценивает сте-
пень его покорности авторитету и го-
товности пожертвовать нравственным
началом. У представителей разных на-
ций — разная сопротивляемость дик-
тату; как выяснилось, самая сильная
она у австралийцев.
Этот опыт, естественно, ставили
на взрослых, но давайте представим
себе, насколько мощно давление ав-
торитета сказывается на детях и на-
сколько этот фактор силен при форми-
ровании моральных норм поведения.
Разные культуры с помощью воспита-
ния создают собственные моральные
системы, иногда допускающие насилие
h b r-ru s s ia .ru I Я н в а р ь — ф е вр а л ь 2 0 0 9 i H arva rd B u s in e s s R e vie w — Р оссия
1 2 3
предыдущая страница 122 Harvard Business Review Russian 2009.01 читать онлайн следующая страница 124 Harvard Business Review Russian 2009.01 читать онлайн Домой Выключить/включить текст