на правах рекламы
ДВЕ ТАКТИКИ БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА
уру менеджмента, всемирно известный Ицхак Адиэес, выступая
в октябре перед слушателями и выпускниками программ UBA и
Executive MBA Института бизнеса и делового администрирова-
ния (ИБДА АНХ) рассказал весьма актуальный анехдот.
Два охотника промахнулись, стреляя во льва. Лев бросился на них, и
один из охотников стал сбрасывать тяж елую обувь, явно намерева-
ясь бежать. «Неужели ты надеешься обогнать льва». - спрацивает
его товарищ по несчастью. -Н ет, - отвечает тот. - я надеюсь всего
лишь обогнать тебя».
Анекдот прекрасно иллю стрирует две диаметрально противопо-
лож ны х та кти ки поведения в период кризиса. П ервая - уйти от
кризиса, отсидеться, порезать «косты ». порубить все проекты,
не даю щ ие немедленной отдачи, и за счет накопленного за годы
подъема ж ирка пережить лихолетье. Это очень распространенная
тактика, и если лев не голоден, читай, кризис не глубок, то она
вполне м о ж е т бы ть успеш ной.
Н о ны нче не то т сл учай . И не то л ь ко экс п е р ты предвещ аю т
глубокий и продолжительны й эконом ический спад. Все деловое
сообщ ество чувствует приближ ение грозы , понимая, что молния
бьет сильнее все го по слабы м сы рьевы м эконом икам . Гибель
значительного числа ком паний неизбежна. И погибнут, прежде
всего, те. кто хочет просто укры ться от кризиса.
Вторая тактика - обогнать конкурентов. Уйти, оторваться ст тех.
ко го накроет кризис. Не просто порезать бю д ж ет, а перегруппи-
ровать ресурсы , сконцентрировав их на главны х направлениях
прорыва.
О чевидно, вторая та кти ка вы глядит более привлекательно. Но
ка к реализовать ее на практике. Российские м енедж еры имеют
хорош ий опы т управления в условиях эконом ического подъема.
И абсолю тно ни ка ко го опы та управления в период циклических
кризисов.
Э кономический кризис 1991-1998 годов был связан с крушением
ком андной э ко н о м и ки , и для о тд е л ьн ы х ко м м е р ч е ски х п р е д -
приятий являлся этапом не кризиса, а становления и бы строго
развития. Л иш ь под занавес этого этапа деф олт и девальвация
рубля повергли бизнес в ш оковое состояние. Но ш ок был очень
непродолж ителен и неглубок, он не сопровож дался массовым
сокращ ением совокупного спроса и инвестиционной активности.
Его уроки явно недостаточны для овладения опытом управления
ком паниям и в период кризиса перепроизводства
А в зарубеж ны х странах такой опы т есть. История аналогичных
циклических колебаний насчиты вает у ж е более 180 лет. И было
бы неразумно не попы таться использовать этот опы т. Учиться на
собственны х ош ибках м ож но в период подъема, ограничиваться
этим в период кризиса очень опасно.
Три года назад научны м руководителем програм м M BA и ЕМВА
И БДА стал И цхак Адизес. Во м ногом благодаря е го влиянию и
предвидению глобальных изменений в мировой эконом ике начал-
ся процесс серьезного редизайна учебны х программ.
Было признано, что одним из серьезны х недостатков российского
бизнес-образования является недиф ф еренцированны й подход к
оценке возм ожностей использования управленческих технологий,
п о пы тки сф орм ировать у слуш ателей управл енческие навы ки
бе з уче та изм енений м икр о-и м а кр о эко н о м и че ско й ситуации.
М еж ду тем.
на разных стадиях жизненного цикла корпорации,
Ч««*ис«»й Амксмдр Инкоздевич.
,:е«лм фляуі !*r»rn Стратегического
управление
ИБДА АНХ
равно как и на разных стадиях
экономического цикла должны
применяться различные управ-
ленческие технологии, разные
их наборы
Те методы управлен-
ческой д еятел ьности, ко то р ы е
эф ф ективны на стадии подъема,
м огут оказаться губительны ми в
периоды кризисов, и наоборот.
Создать учебные программы, учитывающие циклические осо-
бенности управленческой деятельности,
о казал ось не просто.
Д ля э то го ш естеро ведущ их проф ессоров И БДА. преподаю щ их
клю чевы е курсы (Тигран А рутю нян и Александр Л яско - стр а те -
гия. Елена Харламова - лидерство. Галина Соколова и Таймураз
Ваш акмадзе - ф инансы. Александра Кочеткова - антикризисное
управление, организационное поведение и управление персона-
лом) прош ли специальную переподготовку в Гарвардской ш коле
бизнеса. Руководители програм м Аш от С еф ерян и Вероника Ко-
цоева изучали опы т ведущ их ш кол бизнеса мира на стаж ировках
в Роттердаме (RSM ). ш колах бизнеса Кем бридж а и Д арем ского
университета.
П ро е кт о ка за л ся весьм а успеш ны м .
Наши программы теперь
заточены на решение самых злободневных проблем. Как вести
себя в период кризисного падения производства, что делать
после достижения дна и перехода к возможно продолжительному
периоду экономической стагнации, как уловить первые признаки
начинающегося подъема и вовремя изменить свою тактику.
Наверное, кризис - не лучш ее время для учебы . И дел на работе
невпроворот, и голова забита другим и проблем ам и, и денег на
обучение персонала у ком пании нет. Но это отню дь не означает,
что нуж но отклады вать обучение на лучш ие времена Так времен
этих м ож но и не дождаться. Просто подход к управлению знания-
ми то ж е долж ен учиты вать эконом ическую цикличность. В пери-
оды подъема и ф инансового благополучия обучай команду своих
со тр уд ни ко в . В периоды слада ско нц ентрируй ограниченны е
ф инансовы е ресурсы на обучении и повы ш ении квалиф икации
вы сш их управленческих кадров.
Для топ-м енедж еров создаю тся специальные програм мы класса
Executive M BA С вою програм му «С тратегическое управление»,
исторически первую в России програм м у Executive M BA. ИБДА
проводит с 2002 года. Д о сих пор эта програм м а проводилась в
ф орм ате вечерних занятий и в модульном ф ормате, предполага-
ю щ ем проведение нескольких 10-дневных учебны х сессий в год.
Теперь наряду с этим мы предлагаем
новый формат программы
Executive MBA. Короткие трехдневные сессии (пятница суббота
,
воскресенье) один раз в месяц.
М осквичам это позволит избежать
изнурительных пробок и необходимости, бросив дела, мчаться на
учебу по вечерам. Тем. кто ж и в е т в регионах, это дает во зм о ж -
ность учиться без отры ва от оперативного управления бизнесом,
что нем аловаж но особенно, в период кризиса.
Говорят, кризис - это новые возможности. Какую из них выбрать?
f
V »
MOSC о
*>
Институт ОиОиасв
и ДОГХИХХО
ОДМииисгрирОМхиа міх
при Пропитвлкстпе РФ
/495/937-07-47 w*w.4*-m.nj
Дми открыты» дверей:
MBA-28 01.09
E»*cutfv*
мал
-Стратегм-соос »правл*««*' 03.02.09
предыдущая страница 102 Harvard Business Review Russian 2009.01 читать онлайн следующая страница 104 Harvard Business Review Russian 2009.01 читать онлайн Домой Выключить/включить текст