на правах рекламы
Мы продолжаем серию статей-интервью о Высшей школе менеджмента
Санкт-Петербургского государственного университета. Об эффективнос-
ти корпоративных образовательных программ рассказывает Екатерина
Карельская, директор Центра корпоративных программ ВШМ СПбГУ.
К о р п о р а т и в н ы
е п р о г р а м
м
ы
: п а р т н е р с т в о - з а л о г у с п е х а
Актуальный вопрос: кризис и образованно - как это сказыва-
ется на программах обучения сотрудников?
Чтобы ответить на этот вопрос нужно разобраться, для чего вообще
компании обучают своих менеджеров. Чтобы повысить их результа-
тивность. а вследствие этою и эффективность компании в целом.
Во время кризиса компания должка быть не просто эффективной,
а суперэффективной. При этом стратегии нужно менять, издержки
оптимизировать, персонал сокращать. То, как топ-менеджмент будет
справляться с новыми задачами не только не теряя, а порой и нара-
щивая темп и результативность своей работы, во многом определит
и настоящее и будущее компании. Вот и получается, что значимость
обучения менеджеров во время кризиса возрастает многократно.
Но поскольку затраты нужно снижать, то и подходы к обучению
нужно менять кардинальна Вместо того, чтобы учить всех, всему и
везде, авось где-нибудь да сработает, следует сфокусироваться на
адресных интенсивных программах, направленных на формирова-
ние необходимых компетенций у ключевых менеджеров. Другими
словами, корпоративное обучение также должно стать максимально
эффективным.
И как добиться этой эффективности?
Грамотно составленная корпоративная образовательная програм-
ма всегда учитывает три категории целей. Цели организации, как
правило, перспективные, стратегические: цели функционального
подразделения (департамента, дивизиона) ориентированные на
операционную деятельность: и цели обучаемого менеджера, опреде-
ляющие его личную мотивацию к учебе. При учете и сбалансирован-
ности всех трех составляющих получается эффективная программа.
Такую программу сделать непросто. Нужен трехсторонний альянс:
компания
бизнес-школа - сотрудник. Работая над дизайном та-
кой программы. Центр корпоративных программ Высшей школы
менеджмента создает рабочую группу из преподавателей-консуль-
тамтов и представителей компании, встречается с руководством
компании, обсуждая проблемы и потребность в обучении, изучает
предоставленные стратегические документы, разрабатывает первую
версию программы, обсуждает ее в компании, дорабатывает, снова
обсуждает, уже с непосредственными участниками, опять дорабаты-
вает.
..Так происходит кастомизация программы.
8
результате получается продукт, максимально соответствующий
всем категориям целей. Мы часто говорим нашим клиентам: мы не
продаем вам готовую прогэамму. мы даже не продаем вам услуги
по обучению. Мы ваши бизнес-партнеры и поэтому предлагаем
комплексное решение управленческой проблемы. Ориентация на
интересы бизнеса позволяет ВШМ СПбГУ строить успешные пар-
тнерские отношения с ведущими российскими и международными
компаниями.
Программа разработана, что дальше?
Дальше нужно уметь ее реализовать. Для этого необходимы пре-
подаватели. умеющие работать с таким требовательным клиентом,
каким является топ-менедммент компаний. Важно, чтобы эти пре-
подаватели владели всем спектром современных образовательных
методик. Особенно эффективны для таких программ современные
кейсы и научные разработки, которые создаются специально под
задачи конкретной компании. Иначе говоря, нужна современная
бизнес-школа, умеющая работать на уровне мировых стандартов.
Высшая школа менеджмента СПбГУ имеет именно такую репутацию,
поскольку получила международные аккредитации всех типов дип-
ломных программ, является единственным представителем России в
Сообществе европейских школ менеджмента (CEMS) и в Глобальном
партнерстве в области международного менеджмента (PIM), имеет
сеть академических партнеров из ведущих европейских и амери-
канских бизнес-школ, активно развивает научные исследования
и создает свою коллекцию кейсов, располагает исключительной
ресурсной базой, самым современным аудиторным фондом и уни
кальной электронной библиотекой. Отзывы корпоративных партне
ров свидетельствуют о высочайшей оценке уровня образовательных
программ Высшей школы менеджмента.
Во многих крупных компаниях есть свои корпоративные универ-
ситеты. Наверное, они способны справиться с задачей обучения
своих топ-менеджеров?
Никто и не отрицает их огромной роли в системе корпоративного
обучения. Но они провайдеры так называемого •внутреннего* обу-
чения. Его основная задача - это трансляция ценностей корпора-
тивной культуры, стандартов, лучших достижений внутри компании
У «внешнего- обучения другая задача. Оно ориентировано на топ-ме-
неджеров компаний, как агентов изменений. Его задача
дать топ
менеджерам видение перспектив развития бизнеса, познакомить
с лучшими мировыми и российскими управленческими практиками.
Внешнее обученно всегда опережающее и проблемно-ориентиро-
ванное. В условиях кризиса, когда меняться нужно быстро, внешнее
обучение топ-менеджмента первично. Корпоративные университеты
должны его дополнять и транслировать на другие уровни управле-
ния. Кстати и здесь эффективность достигается через партнерство.
Высшая школа менеджмента, например, очень успешно работает с
корпоративными университетами, помогая им создавать, развивать
и поддерживать разнообразные образовательные программы.
Какой формат корпоративных программ предлагает Высшая
школа менеджмента?
Форматы программ могут быть самыми разными и подбираются
под запросы конкретной компании. Они могут варьироваться от
однодневного семинара до двухгодичной корпоративной МВД
программы. Наиболее востребованной сейчас является програм-
ма. длительностью 12-15 дней, разбитая на модули по 2-3 дня с
интервалами в месяц. Она позволяет руководителям не отрываться
надолго от работы, но в то же время обеспечивает преемственность
модулей, возможность обсудить во время следующего модуля
результаты применения на практике достижений предыдущего. На
таких программах очень важна слаженная работа преподаватель-
ской команды, обеспечивающая междисциплинарный подход к
проблеме. Наличие такой команды собственных штатных препода-
вателей. тренеров, консультантов - еще одно важное конкурентное
преимущество ВШМ.
По запросу компаний ВШМ организует также одно двухдневные
семинары, посвященные конкретной теме, с приглашением -звезд-
ных- профессоров ведущих бизнес-школ мира. Здесь нужно отметить,
что благодаря сети академических партнеров, возможности ВШМ
практически не ограничены. В частности, в сентябре 2008 года Вы-
сшая школа менеджмента Санкт-Петербургского государственного
университета подписала партнерский договор со Школой бизнеса
Фукуа Университета Дюк ( Fuqua Scfiool of Business). Подразделение
корпоративных программ этой бизнес школы Duke СЕ занимает
первое место в рейтинге Financial Times.
Так что. как видите, и формат и содержание программы могут быть
различными. Главное, чтобы они соответствовали целям и задачам
компании и обеспечивали высокую эффективность обучения.
С а н к т - П е т е р б у р г , В о л х о в с к и й п е р . 3 .
w w w . g s o m . p u . r u
e-m ail: em ba@ gsom .pu.ru
тел.: +7 812 323 84 41
предыдущая страница 74 Harvard Business Review Russian 2008.12 читать онлайн следующая страница 76 Harvard Business Review Russian 2008.12 читать онлайн Домой Выключить/включить текст