С о ц и а л ь н ы й и н те л л е кт: б и о л о ги ч е с ка я п о д о п л е ка х а р и зм ы
Выдающееся откры тие заключается в следующем:
когда руководитель проявляет эмпатию и чувствует
настроение подчиненных, химические процессы в его
мозгу и в мозгах окружаю щ их изменяются — в бук-
вальном смысле. И, как установили ученые, два (или
более) отдельных мозга не просто сознательно или
бессознательно друг на друга реагируют — нет, они,
можно сказать, образуют единую систему. Мы считаем,
что выдающиеся руководители — это люди, которые
особенно одарены талантом устанавливать такую
взаимосвязь. Если же представить себе нейрофизио-
логическую ш калу эмпатии, то
на противополож ном ее конце
оказались бы люди, неспособные
к но р м а л ьно м у в за и м о п о н и -
манию с другим и, то есть стра-
дающие таким и психическими
расстройствами, как аутизм или
синдром Лспергера (у них недо-
развита часть мозга, которая от-
вечает за общение). Если это так,
значит, свое мастерство руково-
дителя м ожно отточить. Н ужно
только найти среду, подходящую
для того, чтобы в ней совершенст-
вовать навыки грамотного обще-
ния, способствую щ его, в свою
очередь, развитию тех отделов
мозга, благодаря которы м мы
обладаем способностью выстра-
ивать отношения с себе подобны-
ми. То есть хорошо управляет не
тот, кто хорош о ориентируется
в любой ситуации, выйдет побе-
дителем из лю бого положения
или освоил технологии общения.
Чтобы спать настоящим лидером,
нужно искренне стремиться вы-
зывать у окруж аю щ их полож и-
тельные чувства — и научиться
делать это мастерски.
Убежденность в том, что эффек-
тивность руководства обуслов-
лена развитостью отделов мозга,
отвечающих за общение, застави-
ла нас расширить нашу теорию
эмоционального интеллекта, вы-
ведя ее за рамки индивидуальной
психологии. Так появилась концепция социального
интеллекта. Социальный интеллект мы понимаем как
умение человека таким образом взаимодействовать
с окружающ ими, чтобы побуждать их хорошо делать
то, что ему от них нужно. Эти навыки обусловлены
работой конкретных цепочек нейронов (и соответст-
вующих эндокринных систем).
Мысль о том, что руководителям необходимо уметь
общаться, конечно же, не нова. Еще в 1920 году Эдвард
Торндайк, психолог из Колумбийского университета,
говорил, что «даже л учш ий на ф абрике м еханик
не справится с ролью мастера,
если ему не хватает социального
интеллекта». Ч то же касается
более близкого к нам времени,
то наш коллега Клаудио Фернан-
дес-Араос, анализируя поведение
недавно назначенных глав ком -
паний, обнаруж ил следующее:
часто людей, которых выдвинули
благодаря их исклю чительной
работоспособности, м ощ ном у
интеллекту и преданности делу,
увольняли потом из-за того, что
они элементарно не умели об-
щаться. Другим и словами, люди,
которых изучал Фернандес-Лра-
ос, были исклю чительно умны,
но из-за неспособности видеть,
понимать и чувствовать других
их карьера шла под откос.
Н овое в наш ем определении
социального интеллекта — его
биологическая подоплека, о ко-
торой мы подробнее поговорим
ниже. Мы покажем на материале
исследований нейробиологов, на-
ших собственных работ и откры -
тий ученых из Консорциума по
исследованию эмоционального
интеллекта в организациях, как,
пользуясь новейш ими данными
о зеркальных и веретенообраз-
ных нейронах и осцилляторах,
научиться общаться с лю дьми
таким образом, чтобы нейрон-
ные связи между вами и вашими
подчиненными укреплялись.
Правда ли,
что у женщин
более «общительные»
мозги
Нас часто спрашивают, у кого социаль-
ный интеллект развит сильнее —
у мужчин или женщин. Ответим так.
Женщины, как правило, лучше, чем
мужчины, понимают, что чувствует
другой человек, причем схватывают
это мгновенно, а мужчины общаются
с людьми более уверенно — по крайней
мере, на работе. И хотя гендерные
различия в социальном интеллекте
населения в целом весьма велики,
талантливые руководители обоих
полов обладают им в равной мере.
Маргарет Хопкинс из Университета
Толидо (Огайо) обследовала несколько
сотен руководителей крупного банка:
она обнаружила явный гендерный
фактор в социальном интеллекте этой
группы, но он не проявился среди
самых сильных руководителей —
здесь представители обоих полов
оказались одинаково общительными
Похожую картину описала и Рут
Мэллой из Hay Croup — она изучала
топ-менеджеров международных
компаний. Ясно, что пол человека
нс предопределяет его нейрофизиоло-
гические особенности.
Дэниел Гоулмаи (Daniel Coleman; contactfêdanielgolemn.info) — сопредседатель Консорциума по исследованию эмо-
ционального интеллекта в организациях, созданного на базе Школы профессиональной и прикладной психологии
Университета Ратгерс (Пискатауэй, штат Нью-Джерси); автор книги «Social Intelligence: The New Science o f Human
Relationships». Ричард Бояцис (Richard Boyat/is; richard.boyatzisc^case.edu) — профессор, заведующий кафедрой
организационной бихевиористики в Университете Кейс Вестерн Резерв (Кливленд, штат Огайо); вместе с Энни Макки
и Фрэнсис Джонстон написал книгу «Becoming a Resonant Leader».
92
H arvard B usiness Review — Россия
Н оябрь 2 0 0 8 I hb r-ru ssia.ru
предыдущая страница 94 Harvard Business Review Russian 2008.11 читать онлайн следующая страница 96 Harvard Business Review Russian 2008.11 читать онлайн Домой Выключить/включить текст