СО стороны Естественный интеллект
проявляется в тех сферах, про
которые мы ничего не знаем.
Д а в а й те в е р н е м с я к сл учаям , ко гд а
и н те л л е кт м о ж е т н а в р е д и ть. Есть
т а ка я в е р с и я , что л ю д и в б и зн е с е
у с л о в н о д е л я тся на д в а тип а :
d e c is io n т а к е г 'ы и а н а л и ти ки .
У а н а л и ти ко в в ы с о ки й интеллект,
что, я ко б ы , м е ш а е т им п р и н и м а ть
р е ш е н и я б ы стр о , у d e cisio n
т а к е г 'о в — о б р а тн а я си туа ц и я.
М о ж е те п р о ко м м е н ти р о в а ть ?
Тут дело не в интеллекте, а в и н-
ту и ц и и . П о хо ж ую ситуаци ю на
прим ере ш ахмат рассматривал
известный психолог, нобелевский
лауреат Герберт Саймон. И н ту и -
цию он объяснял гак: в сознании
человека хранится некое количест-
во готовых паттернов, шаблонов.
У хорош его шахматиста их очень
м ного, потом у что, играя, он за-
поминает кучу комбинаций. А но
время игры нужные шаблоны мо-
гут всплывать неосознанно. То же
самое будет и в бизнесе: с опытом
у человека накапливаются паттерны.
Очень часто именно они помогают
ему принимать решение.
Это
и есть
гот самый decision maker. А пока
человек не «обзавелся» шаблонами,
он пытается решать задачу с помо-
щью логики. Так что разделение но
принципу «интеллектуал — неин-
теллектуал» неверно, правильнее
говорить «неопытный— опытный».
Decision т а к е г’ы — люди, способ-
ные интуитивно принимать те реше-
ния, для которых другим требуется
логика, вот и все.
В ы п о с в я щ а е те м н о го вре м е н и
и зу ч е н и ю тв о р ч е с тв а . С ка ж и те ,
е с ть ли с в я з ь м е ж д у и н те л л е кто м
и кр е а ти в н о с ть ю ?
Если вы говорите о классическом
к н и ж н о м п о н и м а н и и кр е а ти в -
ности, которую можно измерить
с помощью тестов, то я могу дать
вам очень четкий ответ. Корреля-
ция между интеллектом и креатив-
ностью раві іа 0,174. Тс есть она есть,
но очень слабая. Но если мы берем
реальную , ж и зн е н н у ю креатив-
ность, то она тесно связана с ин-
теллектом. Правда, все зависит от
сферы деятельности.
То есть?
Когда н е ко то р о е врем я назад
измеряли 10 у гр уп п ы ведущих
американских ученых-новаторов,
этот показатель у них зашкаливал.
А вот у художников или поэтов та-
кого быть не может — это другой
ти п креативности. Креативность
в «интеллектуальных» профессиях
сильно связана с 10, в чисто твор-
ческих — не очень.
Н ас, п о ж а л у й , бо л ьш е и нте р е сую т
-и н те л л е кту а л ь н ы е -. И и з ва ш и х
сл о в я д е л а ю в ы в о д , что в них
н а кр е а ти в н о с ть , к а к и на и нтел л ект,
в о з д е й с тв о в а т ь н е л ь зя .
Ну почему, можно. Есть даже клас-
сические приемы . Известно, ска-
жем, что креативность «заразна».
Анализ жизни нобелевских лауре-
атов показал, что в молодые годы
все они были ученикам и выдаю-
щихся людей, часто тоже нобелев-
ских лауреатов. Так что, постоянно
находясь рядом с творческим че-
ловеком, можно и свое творческое
начало подпитать.
А сти м у л и р о в а ть тв о р ч е с ко е
м ы ш л е н и е м о ж н о ?
В принципе такие системы есть.
Тот же самый мозговой ш турм, на-
пример. Креативность достигается
за счет того, что никто никого не
критикует: м ож но без страха вы-
сказать любую, даже самую глупую
идею . Кстати, не все это знаю т,
но лучше, если во время штурма
люди говорят поочередно. В про-
ти вном случае всегда найдется
человек, которы й задавит осталь-
ных. Существует еще такая система
приемов, как сииектика. Смысл ее
в том , чтобы «подбросить» слу-
ча й н ую мысль — это приведет
к неожиданному решению. Внесе-
ние элемента случайности вообще
сильный инструмент, если вы хоти-
те активизировать нестандартное
мышление. Ну например, можно
взять журнал, открыть его на про-
извольной странице и, прочитав
какое-то слово, попытаться понять,
какие ассоциации оно вызывает.
П о идее, это может натолкнуть на
нестандартную идею.
Я гд о -то п р о чита л , что и нте л л е кт,
я ко б ы , с в я з а н д а ж е со з д о р о в ь е м .
Глупость?
Почему же, в последние годы наме-
тилась такая тенденция. Современ-
ная медицина довольно сложная
ш тука, и, чтобы бы ть здоровым,
надо не только поним ать, какие
лекарства когда п р и н и м а ть, но
и к какому врачу идти и в каком
случае. Может, звучит и странно,
но на Западе для страховых компа-
ний это целая проблема. Исследо-
вания показали, что расходы на ме-
дицину у людей с низким уровнем
К) в три раза выше, чем у людей со
средним показателем. Объясняется
это просто: лю ди не поним аю т,
как лечиться, к какому специалис-
ту обращаться. Вспомните сами:
лет двадцать назад в больнице
человеку говорили «все, здоров»
и с чистой совестью отпускал и
домой. Сейчас он оттуда выходит
с кипой бумажек, справок, направ-
л е н и й , ка ки х-то рецептов — со
всем этим надо разбираться. Поэ-
тому в повседневной ж изни интел-
лект играет все большую роль. ^
|
Если м ы б е р е м р е а л ь н у ю ,
ж и з н е н н у ю к р е а т и в н о с т ь , то о н а
т е с н о с в я за н а с и н т е л л е к т о м .
6 2
H arvard B usiness Review — Россия I Н о я б р ь 2 0 0 8 I h b r ru ssia .ru
предыдущая страница 61 Harvard Business Review Russian 2008.11 читать онлайн следующая страница 63 Harvard Business Review Russian 2008.11 читать онлайн Домой Выключить/включить текст