Человек СО СТОРОНЫ Естесгзенный интеллект
А м о ж н о с о зн а те л ь н о в л и я ть
на у р о в е н ь и н те л л е кта ?
М ож но. Правда, эта область еще
слишком мало изучена.
Ч то в л и я е т н а и н т е л л е к т , о с о б е н н о
в з р о с л о го ч е л о в е ка ?
Это интересно не только вам. Сей-
час на Западе вкладывают очень
большие деньги в программы так
называемого когнитивного обуче-
ния. Но при всех стараниях резуль-
таты пока очень скромные.
П о че м у? И ч то это з а п р о гр а м м ы ?
О ни основаны на одной и той же
идее: реш ение задач якобы п о -
могает повы сить уровень интел-
лекта. Неважно, о каких задачах
идет речь, м атем атических или
из реальной ж и зни . Но я думаю,
что этот посыл не п р о д укти ве н .
Научить человека решать задачи,
даже самые сложные, м ож но, но
только на интеллект это никак не
влияет. П росто теперь он умеет
реш ать определенны й класс за-
дач, вот и все — прим енить этот
навы к в другой деятельности он
I
не сумеет. В свое время считалось,
что на интеллекте благотворно
сказывается игра в шахматы. Уже
ясно, что это не так. Наверное, хо-
роший шахматист быстрее других
добьется успехов в ш аш ках или
то, но значит ли это, что он будет
эффективен в бизнесе? Едва ли. Бо-
лее того, объем интеллектуальных
ресурсов человека ограничен. Если
мы направили усилия на то, чтобы
овладеть шахматами или бирж е-
вой торговлей, то на что-то другое
ресурсов нам может и не хватить.
Потому-то часто и получается, что
великие шахматисты оказываются,
мягко говоря, не так уж и умны.
П о л уча ется , р а зв и ть и н те л л е кт
н е л ь зя , т о л ь ко н а в ы ки ?
Я бы не был так категоричен. Прос-
то я считаю, что попытка развить
интеллект с помощью решения за-
дач бесперспективна. Мне кажется,
что развитие интеллекта и пере-
малывание информации — веши
несовместные. Я бы проанализи-
ровал то, как влияет на 10 ребенка
его семья, например, отнош ение
к нему родителей, эмоциональный
фон. Говорить более конкретно об
этом я пока не хотел бы, но копать
надо в эту сторону.
То есть в сто р о н у п е д а го ги ки ,
а не м а те м а ти ки ?
Пожалуй, что так.
Я у ж е п о ня л , ч то н а у ка п о ка пл о хо
п о н и м а е т, что в л и я е т на и н те л л е кт
ч е л о в е ка . Но м о ж н о ли хотя бы
п о н я ть , к к а к о м у в о зр а с ту
•н а с л а и в а е тс я ■
б о л ьш а я е го ча сть?
Мегафора с наслаиванием, конеч-
но, красивая, но неточная. Даже
если мы говорим о наследственной
части интеллекта, то ее процент на
разных этапах ж изни неодинаков.
Как это ни парадоксально, с возрас-
том та доля интеллекта, за которую
отвечают гены, увеличивается.
И д о к а к о г о в о зр а с та ?
Примерно до 80 лет. Есть два объ-
яснения этого парадокса. Первое
дают западные коллеги: это фено-
мен генно-средового взаимодейст-
вия. По истечении времени роль
среды в жизни человека становится
меньше, потому что он все актив-
нее подстраивает ее под себя — так,
чтобы среда сама поддерживала его
уровень интеллекта. Л раз умень-
шается значение среды — значит,
Интеллект вам необходим,
чтобы научиться, а вот когда
научились — все, уже не нужен.
растет роль генов. У меня, правда,
иная версия. Я построил матема-
ти че скую модель, суть ко то р о й
в следующем. Систему мышления
человек приобретает в ходе ж из-
ни, она не дана ему с рождения.
По мере этого процесса происходит
взаимодействие среды и человека,
и чем больше таких актов соприкос-
новения, тем сильнее проявляется
наследственный потенциал. В том
числе и интеллектуальный.
З на чи т, п р а к т и ч е с к и й о п ы т м о ж е т
б л а го тв о р н о в л и я ть на 10?
Пожалуй.
Р а зв и в а ть и н те л л е кт пр о б л е м а ти ч н о ,
но п р и это м м о ж н о тр е н и р о в а ть на -
в ы ки . Но в ч е м то гд а п р а кти ч е с ка я
п о л ьза и н то л л о кта ? В одь я м о гу
п р о сто р а б о та ть н а д н у ж н ы м и м не
н а в ы ка м и , и всо.
Есть интеллект, а есть компетент-
ность. Вы видите разницу между
умны м человеком и великим уче-
ным? Входя в профессиональную
сферу, человек на основе своего ин-
теллекта строит «маш ину мышле-
ния», которая помогает ему в этой
самой сфере думать. И чем выше
у человека интеллект, тем умнее
его «машина». То есть от уровня 10
зависит профессиональный успех.
Кроме того, интеллект отвечает за
то, с какой скорост ью вы будете ос-
ваивать новые навыки. Интеллект
вам необходим, чтобы научиться,
а вот когда научились — все, уже
не нужен.
Ещ е, к а к я п о н я л , он п о м о га е т
в н е ш та тн ы х с и ту а ц и я х .
Да, именно. Это как игра в префе-
ранс: в больш инстве случаев ум
не особенно-то и требуется, но
время от времени случаются такие
хитрые ситуации, когда выиграть
помогает именно интеллект. Если
говорить упрощ енно, то уровень
10 определяет спо со бн о сть д у -
мать в п р и н ц и п е . В разны х о б -
ластях мы м ы слим по-разном у,
и высокий интеллект особенно явно
6 0
H arvard B u siness Review
Россия I Н о я б р ь 2 0 0 8
hb r-ru ssia.ru
предыдущая страница 59 Harvard Business Review Russian 2008.11 читать онлайн следующая страница 61 Harvard Business Review Russian 2008.11 читать онлайн Домой Выключить/включить текст