СО СТОРОНЫ Естественный интеллект
к разгадке. Правда, очень скоро
провидческий дар уборщ ика ис-
сяк, он начал нести ахинею, и Хаус
от его «услуг» отказался. Но свою
роль этот человек сыграл.
П роф е сси о на л ьна я в и р т у о з -
ность Хауса — ничто иное, как про-
явление его вы сокого интеллек-
та. И м енно интелл ект пом огает
нам решал» нестандартные задачи.
И ли не пом огает — если он н и -
зок. О том, как устроен интеллект
и сколько его «нуж но» руководи-
телю, редактору «Н ВК — Россия»
Дмитрию Фалалееву рассказал док-
тор психологических наук, заведу-
ющ ий лабораторией психологии
и психофизиологии творчества И н-
ститута психологии РАН Дмитрий
Ушаков.
Д а в а й те н а ч н е м с о п р е д е л е н и я .
Ч то в о о б щ е т а к о е и н те л л е кт?
С одной стороны, это очень слож-
ное понятие. С д р уго й , если уж
совсем упрощ ать, и н те л л е кт —
это то, что в повседневной жизни
называют умом.
Роли и н то л л е кта уд ел яю т м н о го
в н и м а н и я в н а учн о й л ите р а тур е ,
те п е р ь в о т и в д е л о в о й . О п р а вд а н н о ?
Н у по кра й н е й мере это самы й
сильный из известных нам предска-
зателей профессионального успеха.
Д ругие — личностны е свойства,
мотивация, креативность и т.д. —
гораздо слабее. Если го в о р и ть
о роли интеллекта в профессии, то
есть две закономерности. Первая
вполне простая и естественная:
чем сложнее профессия, тем выше
значение интеллекта. Разумеется,
интеллект не помешает и дворни-
ку, но для него это не так важно,
как, предположим, для биржевого
аналитика.
Вторая законом ерность менее
очеви д на: чем больш е человек
взаимодействует с другим и людь-
ми, тем меньше роль интеллекта
в его работе. Посмотрите, напри-
мер, на пол итически х деятелей:
для них общение — ключевая вещь.
И у них прослеж ивается очень
интересная связь между успехом
и уровнем интеллекта. П ри опре-
деленных обстоятельствах высо-
ки й и н тел л ект не тол ько не п о -
могает политику, но может даже
мешать. Почему? Чересчур ум но-
го политика группа, на которую он
работает, с которой он общается,
не понимает. Лидер непременно
должен быть понятным тем, кого
он ведет за собой. Если верить ис-
следованиям, то оптимальный ва-
риант — когда интеллект лидера
чуть выше среднего показателя по
его целевой аудитории. Скажем,
у Джорджа Буша 10 — 110 баллов.
Это больше, чем у среднего амери-
канского обывателя (100), но мены
ше, чем у среднего американского
интеллигента (114). А вот 10 Бил-
ла К л интона и Барака Обамы —
вполне « и н те л л и ге н тски й » . Но
в м ом ент избрания ны неш него
американского президента все это
не имело значения, поскольку 10
Буша позволял ему органично вза-
имодействовать с электоратом. Гак
что связь очень простая: как только
интеллект лидера «зашкаливает»,
он отрывается от народа, падает —
и он уж е не просекает ситуацию,
не успевает реагировать.
Это п р а в и л о п р и м е н и м о и п и д о р а м
в н е ПОЛИТИКИ?
Общая законом ерность такова:
в тех сферах, где общения с людь-
ми слиш ком много, вы сокий и н-
теллект не просто не нужен — он
может даже повредить. Хотя, по-
нимая эту связь, «завы ш енны й»
и н те л л е кт м о ж н о попы таться
«нивелировать». Как, например,
это делае
1
Ж ириновский: человек
с хорош им образованием и явно
высоким интеллектом, он умело
работает на свою по большей час-
ти маргинальную целевую группу.
Кстати, бизнес-лидеры тоже много
взаимодействуют с людьми. Одно
дело, если это общение с равными,
и совсем другое, если речь идет
о коллективе завода: слишком ум -
ный руководитель не станет «сво-
им» для рабочих.
Так или иначе, два эти парамет-
ра — интеллектуальная сложность
работы и ее насыщенность общени-
ем — определяют успех интеллек-
туала в профессии.
А н а с к о л ь к о н а д е ж н ы п о п у л я р н ы е
те сты на 10?
Ну, скажем, профессиональная год-
ность програм м иста зависит от
интеллекта на 50%. И тесты позво-
ляют измерить уровень 10. А будь
они ненадежны, то не смогли бы
обеспечигь такую высокую степень
предсказаний.
То е с ть те ста м д о в е р я ть м о ж н о ?
Если они могут предсказать успех
с п яти д е ся ти п р о ц е н тн о й веро-
ятностью , почем у нет? Правда,
надо иметь ввиду, что есть еще
и вторая половина успеха, и она
зависит от множества ф акторов:
где родился, какое образование
получил, инвалид — ненноалид,
какой ребенок в семье и т.д. и т.п.
М о ж е т, е сть и более п р я м ы е с в я з и
м е ж д у и нте л л е кто м и ус п е х о м ?
Одна любопытная связь точно есть.
В С Ш А в свое время проводили
исследование, которое показало,
что корреляция м еж ду уровнем
интеллекта человека и его дохо-
дами становится тем больше, чем
он старше. В молодости человек
I
Лидер непременно должен
быть понятным тем, кого
он ведет за собой.
58
H arvard B u siness Review — Россия I Н оя брь 2 0 0 8 i hb r-ru ssia .ru
предыдущая страница 57 Harvard Business Review Russian 2008.11 читать онлайн следующая страница 59 Harvard Business Review Russian 2008.11 читать онлайн Домой Выключить/включить текст