Ннига
П р изра к возвращ ается
Один из востребованных левых
мыслителей — а может быть, и са-
мый популярный, — сын словенских
коммунистов, неутомимый лектор,
интеллектуальный шоумен, публи-
цист и т.д. Славой Жижек. Всемирный
успех двух его последних книг — «The
Parallax View» и «In Defense o f Lost
Causes» — вновь подтвердил это.
Обе книги — увесистые фолианты,
а первая недавно вышла в русском пе-
реводе. Увы, по сравнению с англий-
ским оригиналом, он читается гораз-
до тяжелее и кажется перегруженным
ненужной заумью. Впрочем, книги эти
ценны не столько как интеллектуаль-
ное чтение, сколько в качестве приме-
ты современности, свидетельства из-
менения социального, культурного,
экономического порядка, ментально-
го климата. Жижека можно рассматри-
вать как феномен, не сводимый к его
писаниям. Он позволяет себе эксцен-
тричные поступки (женится на моло-
дой аргентинке, эпатирует американ-
ские университеты; его скандальные
фотографии появляются на облож-
ках глянцевых журналов); а главное,
он претендует на своего рода новый
универсализм. С одинаковой смелос-
тью трактует он философию Гегеля,
психоанализ, авангард начала XX века,
фильмы Хичкока и Линча, романы
Генри Джеймса и Агаты Кристи, эко-
логические проблемы, пишет о вой-
не в Ираке, о Ленине, Сталине, Мао,
о
музыке
Вагнера,
шиллеровской
«Оде к радости» и искусстве монтажа
у Эйзенштейна. Жижек не скупится на
примеры, перескакивает с пятого на
Н иколай Александров — обозре-
ватель радиостанции «Эхо Москвы»
и телеканала «Культура».
десятое, множит отступления и пояс-
нения в скобках, щедро рассыпает на-
учные и наукообразные термины, при-
чем не упускает случая сдарить мир
каким-нибудь собственным, им самим
выведенным понятием иги попытать-
ся заново осмыслить старый термин
(вроде того же «параллакса»: слово
это пришло из физики, а у философа
означает иллюзию восприятия — ка-
жущееся изменение расстояния меж-
ду объектом и фоном в зависимости
от точки зрения).
Книги Жижека производят впечат-
ление намеренного хаоса. Парадокс
следует за парадоксом, а разреше-
ния нет. Оно, кстати говоря, и не
подразумевается, ведь Жижек лишь
обозначает «окрестности» парадок-
са, констатирует область противоре-
чия. Скажем, считается, что человек
обладает свободой воли, свободой
принятия решений. Но вот нейропси-
хологи доказали, что на самом деле
решение принимается до того, как
осознается. Выводы из этого противо-
речия можно сделать самые разные,
но снять его — довольно трудно.
Парадокс, противоречие для Жи-
жека, — едва ли не главная особен-
ность нынешней эпохи. Мир накопил
множество идей и концепций, муль-
тикультурная ситуация предполагает
не только наличие разных культур, но
и их взаимодействие. На каждое явле-
ние — множество точек зрения, но ни
одна из них не может претендовать
на истину в последней инстанции.
Мир утрачивает прочные основания.
Современность с
ее
множествен-
ностью взглядов, решений, принци-
пиальным отказом от поиска уни-
версальной ценностной ориентации,
по существу не в состоянии ничего
предложить. Глобализация еще бо-
лее обессмысливает саму реальность
и, как следствие, порождает возмуще-
ние и борьбу, что стало очевидным
после 11 сентября: «Сентябрьские
теракты оказались отражением иду-
щей с Запада глобализации, теперь
террор тоже не привязан ни к какой
местности, ни к какому регионально-
му контексту, как было в Ольстере или
стране басков. Сегодня террор дейст-
вует по тем же, самым смутным пока
еще законам глобализма».
Глобализация катастрофична, по-
скольку замутняет противоречия и
парадоксы, которые приводят к ка-
тастрофическим последствиям. Еще
одно средство маскировки — либера-
лизм. «Три способа управления наро-
дами (авторитарный, тоталитарный,
либеральный) — это не что иное, как
три способа ослепить нас очаровани-
ем власти. В некотором смысле ли-
берализм — худший из этих трех.
..
Парадокс в том, что "либеральные"
субъекты наименее свободны: они
перестают сознавать, что подчиня-
ются». Такая ситуация порождает
цинизм и успокоенность, иллюзор-
ность и слепоту, чреватую катастро-
фой. «Все, что нужно, — это слегка
изменить нашу точку зрения, и вся
деятельность по "сопротивлению",
забрасыванию властей неосущест-
вимыми подрывными
требования-
ми (экологическими, феминистски-
ми, зитирасистскими, антиглобалист-
скими) предстанет в виде процесса
подпитки машины власти, поставки
материала для продолжения ее дви-
жения.
..» Современный капитализм,
пишет Жижек, трансформировался
в эгалитарный проект. «Он даже узур-
пировал левую риторику самоуправ-
ления рабочих и превратил антика-
питалистические
по сути
лозунги
в капиталистические». За последние
лет двадцать-тридцать сам термин «ка-
питализм» стал настолько общим, что
редакторы журналов вычеркивают его
в статьях, предлагая для замены сло-
во «экономика». То, что когда-то Маркс
в «Манифесте Коммунистической пар-
тии» провозгласил целями классовой
I
Современный капитализм
узурпировал левую риторику
самоуправления рабочих.
1 0 4
H arvard B usiness Review
Россия
Н оя брь 2 0 0 8
hbr-russla.ru
предыдущая страница 106 Harvard Business Review Russian 2008.11 читать онлайн следующая страница 108 Harvard Business Review Russian 2008.11 читать онлайн Домой Выключить/включить текст