П игмалионы от уп равл ен и я
центре был некто Джордж Джон-
сон, который до того работал са-
нитаром в больнице. Его и выбрал
Суини, чтобы доказать свою пра-
воту. С утра Джордж Джонсон вы-
полнял свои прямые обязанности,
а во второй половине дня Суини
учил его управляться с машиной.
Прогресс был налицо, но в один
прекрасный день кто-то из уни-
верситетского начальства решил,
что оператор ЭВМ должен соответ-
ствовать некоторым требованиям,
например иметь определенный
коэффициент!(). Джонсон набрал
очень низкий балл: выходило, что
он не способен освоить даже ма-
шинопись, не то что компьютер.
Но Суини это не убедило. Он
заявил, что уйдет, если Джонсону
запретят учиться. Суини побе-
дил: он до сих пор возглавляет
компьютерный центр, а зал ЭВМ
теперь находится в ведении Джон-
сона, он же отвечает за обучение
новых сотрудников программиро-
ванию и работе на компьютере.
Суини верил в успех своей затеи
потому, что ни секунды не сом-
невался в своих преподаватель-
ских талантах. Низкий интеллект
Джонсона его нисколько не сму-
щал. Понятно, что именно на пред-
ставлении руководителя о своей
способности обучать и мотивиро-
вать подчиненных основываются
его высокие, но при этом реалис-
тичные ожидания в отношении
подчиненных.
Первые годы самые
важные
Мнение руководителя больше все-
го значит для молодых людей.
С опытом у человека складывается
некий законченный образ само-
го себя и он начинает оценивать
себя по прошлым достижениям.
Его собственные устремления
и мнение о нем начальников все
больше и больше определяются
его послужным списком. Вряд ли
сам сотрудник ждет от себя чего-
то выдающегося, если на протя-
жении прошлых лет он не достиг
ничего значительного, — чего уж
говорить о его начальнике.
То же самое происходит в школе.
Эксперименты Розенталя нагляд-
но показали, что чем младше дети,
тем сильнее на их интеллектуаль-
ном развитии и успехах в учебе
сказывается мнение преподавате-
лей. В младших классах, особенно
в первом и втором, это влияние
особенно велико. В старших клас-
сах восприятие учителей, по-ви-
димому, уже не играет такой роли,
однако оно все еще определяет
прилеж ание и отнош ение под-
ростков к школе в целом. Почему
именно школьники постепенно
освобождаются от этой зависимос-
ти, точно сказать трудно. Навер-
ное, все дело в том, что малень-
кие дети более послушны, у них
еще не сложилось представление
о своих способностях и среди од-
ноклассников у них нет оконча-
тельно закрепившейся репутации.
С возрастом, особенно если классы
формируют по способностям или
по направлением, как теперь часто
бывает в государственных школах,
они приходят к определенному
мнению относительно собствен-
ных интеллектуальных возмож-
ностей и его довольно трудно из-
менить (впрочем, как и мнение
преподавателей).
Залог будущих успехов. Первые
годы работы, когда молодые люди
особенно остро чувствуют, как их
воспринимают руководители, ока-
зываются определяющими для их
трудовых успехов и всей дальней-
шей карьеры. Об этом свидетель*
ствуют результаты исследования,
проведенного в АТ&Т.
hbr-russia.ru I Июнь — июль 20 0 8 I Harvard Business Review — Россия 111
предыдущая страница 111 Harvard Business Review Russian 2008.06 читать онлайн следующая страница 113 Harvard Business Review Russian 2008.06 читать онлайн Домой Выключить/включить текст