ЛИЧНАЯ Э Ф Ф Е К Т И В Н О С Т Ь • Ф и і нес для мозгов секрет долголетия
дополнительного бонуса членство
іі фитнес-клубах и даже устраивают
спортзалы в своих офисах. Теперь,
отправляясь в поездку, вы можете
быть почти уверены, что в отеле
будет фитнес-центр. Иногда даже
приходится стоять в очереди, чтобы
позаниматься на тренажерах.
Однако до недавнего времени
не было, кажется, специальных
книг, в которых рассказывалось
бы, как поддерживать остроту ума.
Не было комплексов упражнений
для мозга — интеллектуальных
«отжиманий», благодаря которым
наша память и аналитические спо-
собности не ослабевали бы с воз-
растом. и в худшем случае нам гро-
зит болезнь Альцгеймера, лечить
которую пока не умеют.
Американское общество нача-
ло осознавать всю необходимость
неврологических исследований, ког-
да Белый дом объявил 1990-е годы
в СШ А «десятилетием мозга» и сов-
местными усилиями Государствен-
ного института здоровья, Государст-
венного института психического
здоровья и Библиотеки Конгрес-
са была развернута научная работа
и подготовка специалистов в этой
области. В результате ученые пе-
ресмотрели некоторые устоявши-
еся представления о работе мозга.
Например, раньше считалось, что
с возрастом объем мозга уменьша-
ется. Но оказывается, по мере старе-
ния человека нейроны — нервные
клетки, через которые передает-
ся информация, поддерживающая
деятельность мозга, — не отмира-
ют и отделы мозга, отвечающие,
скажем, за моторику и память,
могут с годами вырабатывать даже
больше нейронов. То, что в мозге
взрослых людей продолжается ней-
рогенез — образование нервных
тканей, официальной науке прежде
представлялось немыслимым.
Какое отношение все это имеет
к каждому из нас? Большое влия-
ние на процесс нейрогенеза ока-
зывает образ жизни. Всем обра-
зом жизни вы можете улучшить
структуру своего мозга, укрепить
нервную систему и развить свои
познавательные способности. Здо-
ровье мозга — не просто резуль-
тат благополучного или, наоборот,
тяжелого детства и наследственнос-
ти; оно зависит от опыта взрослой
жизни. Это потрясающее открытие!
Фрейд и его последователи как в
области неврологии, так и психиат-
рии долгие годы полагали, что мозг
человека формируется в детстве —
в крайнем случае, этот процесс за-
вершается в начале подросткового
периода. Действительно, это самое
благоприятное время для образо-
вания нейронов, но сейчас уже точ-
но известно, что можно поддержи-
вать и с возрастом даже развивать
свои умственные способности.
Например, исследования показа-
ли, что мастерство, приобретенное
в столь разных областях, как игра
на виолончели, жонглирование,
умение говорить на иностранном
языке и вождение машины, способ-
ствует расширению нейронных сис-
тем и более интенсивному обмену
информацией между нейронами
в тех отделах головного мозга, кото-
рые отвечают за двигательные функ-
ции и способность ориентироваться
в пространстве. Иначе говоря, при-
обретая новые навыки, можно фи-
зически изменять свой мозг и даже
сознательными волевыми усили-
ями корректировать его работу.
Не так давно ученые проводили
такие эксперименты по принципу
биологической обратной связи: па-
циенты, страдающие хроническими
болями, видели изображение своего
мозга, получаемое в режиме реалы
ного времени на магнитно-резонан-
сном сканере, и пытались воздейст-
вовать на активность ростральной
передней цингулярной коры голо-
вної о мозга — одной из основных
зон мозга, участвующих в регуля-
ции болевых ощущений. І Іосле трех
13-минугных сеансов треть пациен-
тов научилась уменьшать интенсив-
ность боли. Гак что в принципе ее
можно облетать и без лекарств.
Эти последние достижения нев-
рологии позволяют предположить,
что и в 60 лет человеческий мозг
вполне может работать не хуже,
чем в 25. Наверняка Сократа, Ко-
перника и Галилея и других вели-
ких мыслителей это утверждение
не удивило бы: сни в свои 60 и 70
находились в отличной интеллекту-
альной форме. Не удивило бы оно
Алана Гринспэнг, Уоррена Баффе-
та и Самнера Редстоуна. Люди та-
кого масштаба интуитивно пони-
мают, что живость и восприимчи-
вость ума — результат того, что мы
называем интеллектуальным тону-
сом, то есті, способности осмысли-
вать, запоминать, осваивать новое,
планировать и приспосабливать-
ся к изменяющимся условиям, ко-
торая постоянно поддерживается
внутренними установками, обра-
зом жизни и упражнениями. Чем
выше ваш интеллектуальный тонус,
чем упорнее вы тренируете свой
мозг, тем проте вам принимать
решения, распутывать сложные
проблемы, сопротивляться стрессу
Раньше считалось, что с возрастом объем мозга
уменьшается. Но оказывается, по мере старения
человека нейроны не отмирают.
Родерик Гилки (Roderick Gilkey)
преподаватель теории менеджмента бизнес-школы им. Роберто Гойзуеты
Университета Эмори (Атланта, штат Джорджия); преподаватель кафедры психиатрии и поведенческих
наук Медицинской школы того ж е университета. Клинт Килте (Clint Kilts) — профессор кафедры психиат-
рии и поведенческих паук Медицинской школы Университета Эмори.
9 4
ll.irv.iiil Ним п і» Review России
предыдущая страница 97 Harvard Business Review Russian 2007.12 читать онлайн следующая страница 99 Harvard Business Review Russian 2007.12 читать онлайн Домой Выключить/включить текст