Достойный преемник • ПЕРСПЕКТИВЫ
Водород — как завидный жених:
до нежданно свалившегося наслед-
ства прозябал и вдруг оказался
в центре внимания. Неслыханная
перспективность водорода заста-
вила многих вспомнить школьную
химию. «В какой-то степени это ана-
лог электричества, — объясняет Сер-
геи Коробцев. — Вы его произво-
дите, передаете по трубам или пе-
ревозите в криогенных цистернах,
а потом он с высокой эффективнос-
тью срабатывает, например в топ-
ливном элементе». Водород (хими-
ческая формула — Н2) широко рас-
пространенный элемент: он есть
в земной коре —
1
% по массе и 16%
по числу атомов, в угле, нефти, при-
родных газах, глине, растениях, орга-
низмах животных и, конечно, в воде.
А эго значит, что производить водо-
род можно из чего угодно: из при-
родною га.«, угля, биомассы, отхо-
дов. Идеальный вариант — из воды,
ведь тогда при сгорании снова обра-
зуется вода. Но пока получают в ос-
новном из природного газа. «Идео-
логически это неверный путь, —
считает Коробцев.
Траппе один
вил топлива, чтобы получить дру-
гой, пусть и лучшего качества».
Л в атмосферу уходит углекислый газ.
Зато это самый дешевый способ.
О
водороде как топливе говорил,
начали недавно, но в ином качестве
его применяли и раньше. Крупней-
шими потребителями водорода
были и есть химическая, нефтепе-
рерабатывающая, стекольная, элек-
тронная и другие промышленности.
Сегодня для них в мире производят
60 МЛН ТОНН І І
2
в год. Потребление
водорода растет со скоростью 3—3%
в год. Так что водород не останется
без дела, даже если не превратится
в альтернативное топливо. К слову
сказать, в 1970-е СССР был одним
из лидеров по производству и пот-
реблению летучего элемента. Со-
ветские инженеры создали ракет-
ный комплекс «Буран-Энергия»
и экспериментальную подлодку
на водородном топливе. После
перестройки водородные проекты
в СССР были заморожены.
Водород из воды уже давно умеют
получать с помощью электролиза.
Электролизеры стоят на электро-
станциях, но они не могут обеспе-
чить крупномасштабного произ-
водства — получается слишком до-
рого. Тут нужны водородные стан-
ции, а их, как и самого водорода,
пока нет в природе. Выработан-
ный ими водород можно было бы
пустить на производство электро-
энергии. И питать им автомобили.
Грудно найти лучшее топливо, чем
1Ь. Его можно использовать и в чис-
том виде, и как присадку к обычно-
му бензину — как биоэтанол в Бра-
зилии. Обычный двигатель внутрен-
нею сгорания вполне сгодится, надо
лишь внести кое-какие изменения.
Звучит впечатляюще, вот только
водородные станции не больше чем
прожект. Почему?
Приятный во всех
отношениях
Сергей Коробцев уверен: переход
на водород позволит перевести эко-
номику на качественно новый уро-
вень. И объясняет: у элемента три
преимущества, на которые и напи-
рают его сторонники. Он потрясаю-
ще эффективен, экологичен почти
на сто процентов (в зависимости
от способа получения — грязный
«газовый» или чистый «водяной»)
и универсален. Эти достоинства
особенно очевидны при сравнении
с традиционным топливом.
Эффективность. Это главное
преимущество. «Возможно, в бли-
жайшие годы или десятилетия уче-
ные найдут новый эффективный,
экологичный энергоноситель. — г о-
ворит Коробцев. — Но пока именно
водород — самое чистое топливо,
которое к тому же можно сжигать
с очень высоким КПД».
Взяї і. хотя бы автомобиль. От дви-
гателя внутреннею сгорания можно
добиться 40-процентной эффектив-
ности. Очень неплохой показатель.
Но в реальной жизни он достижим
разве что на федеральных трас-
сах. Виной тому городской траф-
фнк: машина тормозит, разгоняется,
снова тормозит. В пробке эффектив-
ность падает до 10— 15% (и увели-
чиваются вредные выбросы). А вот
электродвигатель на чисгом водо-
роде дает все 60%, и ему не страшен
рваный ритм езды. И впрямь иде-
альное топливо — потому-то авто-
мобильные гиганты финансируют
водородные разработки. Скажем,
в BMW уже двадцать пять лет зани-
маются водородом. И баварцы до-
стигли кое-каких результатов: их во-
дородный кониепт-кар Н К, пред-
ставленный на Парижском автоса-
лоне в 20()4 году, выжимает сотню
за шесть секунд. И идейно, и по фор-
ме он больше похож на корабль гу-
маноидов, чем на автомобиль. Но
инженеры BMW все ближе подби-
раются к массовому потребителю.
Даниэль Камсрер, который отвечает
в корпорации за водородный про-
ект С lean Energy, охотно перечисля-
ет преимущества последней водо-
родной «семерки»: «Ни один дру-
гой силовой агрегат по сумме своих
качеств не зарекомендовал себя так
хорошо, как водородный: динамика,
мощность, безопасность, хороший
ресурс, комфорт, простота в обслу-
живании и — не в последнюю оче-
редь — структура расходов
В энергетике от водорода тоже
сплошные плюсы. Нынешний спо-
соб получения электроэнергии да-
лек от идеального. Да чего гово-
рить: мы бездарно сжигаем нефть
и газ. Туг впору вспомнить Дмит-
рия Ивановича Менделеева, кото-
рый когда еще сказал, что «сжигать
газ — топил, печь ассигнациями».
А вот как происходит топка дензна-
ками. На электростанции сжига-
ют природное топливо и получают
водяной пар. Тотсрабал.шает в турби-
не — она врашает электрогенератор.
Декабрь 2007
63
предыдущая страница 66 Harvard Business Review Russian 2007.12 читать онлайн следующая страница 68 Harvard Business Review Russian 2007.12 читать онлайн Домой Выключить/включить текст