Фиінес для мозгов секрет долголетия • ЛИЧНАЯ Э Ф Ф Е К Т И В Н О С Т Ь
Когда его попросили рассказать,
как он открыл теорию относитель-
ности, он сказал, что все началось
с физического ощущения, которое
затем перешло в зрительные об-
разы и наконец предстало в виде
формулы — ее уже можно было
объяснить словами и описал» сим-
волами. Это напоминает не столь-
ко процесс анализа, характерный
для взрослых людей, сколько дет-
ские фантазии, создание вообра-
жаемого мира, где, словно по вол-
шебству, появляются разные персо-
нажи. И становится понятным, по-
чему Эйнштейн утверждал, что во-
ображение важнее знания.
В условиях, когда нам прихо-
дится все более жесгко контро-
лировать свои эмоции, к игре
можно прибегать сознатель-
но, как к лекарству. Но с воз-
растом мы играем все реже.
Дэниел Гоулман так пишет об
этом: «По мере того как ребе-
нок взрослеет, эмоциональный
контроль все больше подавля-
ет его потребность в шумных
играх и веселье. Когда в кон-
це периода детства и в начале
подросткового возраста фор-
мируются регуляторные схемы
префронтальной коры, детям
лучше удается соответствовать
требованиям взрослых и вести
себя "серьезно”». Постепенно игра
уходит в мир воспоминаний, и че-
ловек уже не может, как прежде,
черпать в ней новые силы.
Некоторые организации стара-
ются создавать условия для экспе-
римента и игры. Быстро растущие
компании Кремниевой долины вро-
де Google и Apple поошряют игру
в самых разных проявлениях: там
существуют комнаты для медита-
ций, отдыха, специальные игровые.
Руководители этих компаний по-
нимают, что, если люди на закон-
ных основаниях и в спокойной об-
сгановке будут предаваться интел-
лектуальным играм, это только рас-
крепостит их творческое начало, да
и мозги всегда будут в хорошем со-
стоянии. И наоборот, в компаниях,
где игры не поощряются, интеллек-
туальные способности сотрудников
могут захиреть — совсем как у де-
тей с синдромом неудачника: он
развивается, если они расгут в не-
благоприятных условиях — физи-
ческих и моральных. Классический
пример — компания П Т (особенно
при Гарольде Джннине): Wall Street
Journal однажды отозвалась о ней
как о «компании, которая не пере-
стает разочаровывать, даже если
вы и так ничего хорошего от нее
не ждете».
Чтобы создать благоприятную
среду для развития своих умствен-
ных способностей, важно найги
золотую середину между риском
и безопасностью, но это как раз
самое трудное. Если вы хотите по-
настоящему окунуться в игру, вам
надо делать ставки; риск держит
мозг в состоянии боевой готовнос-
ти и активизирует ею способность
и к рассуждению, и к воображе-
нию. Совсем не оставляя в своей
профессиональной деятельности
места риску, вы можете повторить
судьбу излишне опекаемого ре-
бенка: родители не позволяют ему
самостоятельно исследовать мир,
и потому он никогда полностью
не раскрывает свои способности. По
слишком высокий риск вызывает
стресс. А стресс активизирует амиг-
далу и другие области лимбической
системы, из которых в мозгу состоит
внутренняя система безопасности.
Когда в дело вмешивается лимби-
ческая система, мозг заставляет нас
действовать инстинктивно — то есть
включается программа, направлен-
ная на выживание, — вместо того
чтобы обратился к усвоенным мо-
делям поведения высшего порядка.
В экстремальных ситуациях стресс
может спровоцировать повышен-
ную тревожность и неадекватное
поведение. И чем сильнее вы «заво-
дитесь». гем выше вероятность того,
что это случится. Честолюбивые
люди боятся показаться дураками
или неудачниками. Как говорит
социолог Крис Аргирис (американ-
ский психолог, который одним
из первых начал изучать проб-
лему обучения и личностного
развития сотрудников), умным
людям, которые привыкли все
схватывать на лету, особенно
трудно учиться тому, что сулит
ошибки и неудачи. Игра — это
тяжкий труд.
Развивайте способность
к восприятию нового
Как известно, мозг состоит
из двух полушарий, выполня-
ющих взаимосвязанные, но
очень разные функции. Бла-
годаря достижениям нейро-
физиологии мы сейчас более
полно, чем раньше, представляем
себе значение правого и левого по-
лушарий. Левое полушарие отве-
чает за анализ, последовательную
обработку информации, в том чис-
ле речи, абстрактное мышление,
оценку временных отношений, ре-
шение вербально-логических задач.
Б правом полушарии информация
обрабатывается целостно, синте-
тически, безучастия речи. Правое
полушарие имеет дело с новизной,
с данными и опытом, менее ли-
нейными и менее лингвистически
и математически структурирован-
ными. Правое полушарие — бо-
лее «поэтическая» часть мозга, оно
оперирует метафорами и образами.
В этом разделе статьи мы пог оворим
о том, как можно улучшить работу
Декабри ЙЮ7
97
предыдущая страница 100 Harvard Business Review Russian 2007.12 читать онлайн следующая страница 102 Harvard Business Review Russian 2007.12 читать онлайн Домой Выключить/включить текст