ЛИЧНАЯ Э Ф Ф Е К Т И В Н О С Т Ь • Фитнес для мозгов: секрет долголетия
кабинета и общаетесь с сотрудни-
ками на местах. Это не просто по-
лезно для бизнеса; это и хороший
способ тренировки ума.
У него много общего с ритуаль-
ным кочевьем австралийских або-
ригенов: во время инициации, по-
священия мальчиков в мужчины,
подростки должны совершить дол-
гое и опасное путешествие — иног-
да оно продолжается несколько
месяцев — ради обретения зре-
лости, психологического и духов-
ного самоопределения. Время для
него выбрано очень правильно:
в подростковом возрасте мозг че-
ловека формирует и объединяет
в префронтальной коре нейрон-
ные системы, которые отвечают за
самоидентичность, нравственные
и социально приемлемые нормы.
Кульминация этого процесса при-
ходится на коней подросткового
возраста — тогда нервные клет-
ки мозга полностью покрываются
миелином (мякотной оболочкой
нервного волокна — своего рода
изоляционным материалом) и объ-
единяются в системы, которые по-
могают зрелому мозгу функцио-
нировать четко и организованно.
Австралийское «кочевье», конечно
же, не единственный ритуал обря-
да инициации — сходные ритуалы
есть во многих культурах, и выпол-
няются они на том же этапе жиз-
ни. Значит, самые разные народы
признавали, что подросткам необ-
ходим экстремальный опыт, что-
бы на определенной стадии физи-
ческого развития, отталкиваясь от
прежнего жизненного опыта, най-
ти собственную жизнеспособную,
«взрослую» роль.
Подобное «путешествие» может
оказать большое влияние и на ка-
рьеру руководителя, особенно если
правильно выбрать время. Когда
Энн Малкени, генеральный дирек-
тор Xerox, пришла к Уоррену Баф-
фету за советом — как помочь ком-
пании выйти из финансового кри-
зиса (а дело полным ходом шло
к банкротству), он убедил ее «идти
в народ». Нужно узнать мнение
служащих и покупателей Xerox
и поменьше слушать финансовых
аналитиков и акционеров, сказал
Баффет. С точки зрения нейробио-
лога, это был превосходный совет:
в самом начале своего пребыва-
ния на посту главы компании луч-
ше узнать людей, которыми пред-
стоит руководить. На тот момент
у Малкени еще не полностью сфор-
мировались нейронные структуры,
ответственные за принятие такого
рода стратегических решений. Если
бы Малкени заперлась у себя в ка-
бинете, эти структуры сейчас были
бы другими.
Играйте
Еще один весьма эффективный
способ поддержать умственное
здоровье — заняться таким серь-
езным делом, как игра. Француз-
ский философ Анри Бергсон пи-
сал: «Существовать — значит ме-
няться, меняться — значит взрос-
леть, взрослеть— значит бесконеч-
но создавать себя». Для этого надо
сознательно прибегнуть к помощи
величайшего наследия паш ет дет-
ства — к нашей способности играть,
без которой невозможны ни фанта-
зия, ни изобретательство.
Слово «игра» словари толкуют
как «занятие, служащее для отды-
ха, развлечения». Глагол «играть»
понимают как работу воображе-
ния, которая приводит отдельно-
го человека или целый коллектив
к открытиям и новым знаниям
(например, мы говорим «поиграть
с идеей»). Другое значение «иг-
рать» — особый вид социального
поведения, который содействует
развитию того, ч т Дэниел Гоулман
назвал эмоциональным и социаль-
ным интеллектом (выражения «иг-
рать на чьей-то стороне», «подыг-
рывать», «сыграть против кого-то»
или «разыграть какую-то карту»).
Б любом случае, «играть» значит
действовать по своему желанию,
а не по принуждению — ведь во
время игры активизируется центр
удовол
1
>ствня мозга. Опыты амери-
канского нейробиолога Яака Панк-
сеппа на млекопитающих показали,
что игра — базовая человеческая
потребность и источник радости.
Когда человек ощущает радость,
в его мозгу вырабатываются хими-
ческие вещества, которые регули-
руют экспрессию генов, необходи-
мую для формирования у ребенка
общественного сознания. Радость
оказывается тем эмоциональным
топливом, которое помогает мозгу
формировать и расширять синап-
тические сети. И раннем детстве
эти процессы протекают в низших
подкорковых областях, а позже,
как пишут Панксепп и его коллеги,
способствуют умножению и раз-
витию высших психических функ-
ций. которыми управляет лобная
кора. Значит, игра служит психо-
логической ПреДПОСЫЛКОЙ не
Т О Л Г г
ко социальной и эмоциональной,
но и физиологической зрелости.
Когда играют взрослые, у них ак-
тивизируется префронтальная кора
головного мозга (это самые разви-
тые и эволюционно самые моло-
дые отделы нашего мозга), которая
отвечает за сложные когнитивные
и поведенческие функции, в част-
ности, за мышление, восприятие,
осознание стимулов и поощрений,
формирование навыков и целей,
за воображение, самопознание
и память. То есть игра улучшает
нашу способность рассуждать и по-
нимать окружающих. Об этом дога-
дывались гениальные мыслители
и лидеры. Альберт Эйнштейн, ска-
жем, полагал, что ему удалось про-
никнуть в тайну Вселенной имен-
но благодаря своеобразной игре.
Зеркальные нейроны активизируются, не только
когда мы сами выполняем то или иное действие,
но и когда видим, как его совершают другие.
96
f|jrv.ird Business Review РОССИЯ
предыдущая страница 99 Harvard Business Review Russian 2007.12 читать онлайн следующая страница 101 Harvard Business Review Russian 2007.12 читать онлайн Домой Выключить/включить текст